Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

«Здесь Родины моей начало»

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

К чему готовиться родителям?

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни ребенка и его родителей. Всемирной организацией здравоохранения в основу определения состояния здоровья человека включены 3 основополагающих фактора — физическое здоровье, душевное здоровье и социальное благополучие. Изменения душевного состояния подростка несомненно отражаются на его физическом здоровье. Зачастую это связано с активной гормональной перестройкой организма. Такие изменения – большой стресс для ребенка. Они могут сопровождаться импульсивными поступками и протестным типом поведения. Это может проявляться в виде агрессивного отношения к окружающим, приобретением опасных увлечений и занятий для самого подростка, а также знакомства с вредными привычками, побегами из дома, вплоть до суицида.

Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения. Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость. Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе. К тому же, если ребенок растет в неблагополучной семье, где родители демонстрируют агрессивное поведение и обращение, он запоминает это и ведет себя подобным образом. И хотя в подростковом возрасте авторитет родителя резко падает, пример матери и отца все равно остается одним из важнейших в жизни ребенка. Поэтому задача родителей подростка – обеспечить эмоционально комфортные условия, в которых будет взрослеть их ребенок.

С какими проблемами чаще всего сталкиваются родители подростков?

  • Подростки легко поддаются плохому влиянию. Самая большая проблема, с которой сталкиваются родители тинейджеров во всем мире — это курение, употребление алкоголя и наркотиков. Вредные привычки используются подростками в качестве атрибута взрослого человека. К тому же, некоторые подростки начинают курить и выпивать только для того, чтобы бросить вызов родителям. Поэтому для того, чтобы не допустить подобного поведения, родители должны подавать правильный пример своим детям — соблюдать здоровый образ жизни и обращать внимание на то, не пропадает ли у ребенка аппетит, хорошо ли он спит и не происходит ли у него резких перемен настроения.
  • Расстройство пищевого поведения - анорексия, булимия, компульсивное переедание. Чаще всего оно связано с заниженной самооценкой подростка, негативными мыслями и чувствами по поводу своего веса, и как следствие выработки системы питания и привычек, нарушающих нормальное функционирование организма. Необходимо объяснить подростку, что изменение тела — это нормально. Обязательно стоит приучить ребенка к здоровому рациону и регулярным физическим упражнениям. Это станет залогом его здоровья и повысит самооценку.
  • Желание вкусить запретный плод в подростковом возрасте проявляется особенно остро, что приводит к раннему началу ведения половой жизни. Это может негативно сказываться на здоровье молодого организма и приводить к нежелательным последствиям. Поэтому родителям необходимо своевременно провести беседу с подростком о серьезных последствиях незащищенного полового контакта и о том, как он может повлиять на всю дальнейшую жизнь.
  • Подросток много времени проводит в интернете. Его могут привлекать компьютерные игры, социальные сети и т.д. Противостоять этому практически невозможно, но необходимо научить ребенка определять опасность и недостоверную информацию на просторах всемирной паутины. Кроме того, можно установить в доме свободные от гаджетов зоны. Это может быть кухня или гостиная. Можно договориться не пользоваться телефонами и планшетами за обеденным столом или в постели. Важно расположить ребенка к доверительному общению, установить дружеский контакт и тогда подросток будет рад поделиться любой информацией только при условии, что его не будут резко критиковать.
  • Агрессия и жестокость. Агрессия особенно часто встречается у мальчиков-подростков. У них развиваются мышцы, грубеет голос, они прибавляют в росте. Кроме того, они становятся более эмоционально уязвимыми. Всё это может приводить к дракам и издевательствам над сверстниками. Избежать этого могут помочь занятия спортом и физические упражнения — это отличный способ выплеснуть отрицательные эмоции.

    Для того, чтобы помочь подростку справиться с психологическими проблемами, нужно с раннего детства формировать доверительные отношения с ребенком, уважительно относиться к личному пространству и мнению подростка, никогда не сравнивать его с другими людьми.

Филиал ФБУЗ «ЦГ и Э в РО» в г. Ростове-на-Дону

«Особенности адаптации учащихся 5-ых классов. Рекомендации психолога для успешной адаптации учащихся»

  1. Общая характеристика возраста (младший подросток).

 

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. В психологии этот возраст характеризуется как кризисный период развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста связываются с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Ведущей деятельностью становится общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

На фоне развития ведущей деятельность происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающее в этом периоде все стороны субъективного развития.

Изменения происходят в:

  • сфере полового созревания;
  • плане развития высших психических функций;
  • эмоциональной сфере;
  • моральной сфере: переоценка нравственных ценностей, устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний. При этом мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, поэтому она легко меняется под влиянием сверстников.

Путь осознания себя подростком сложен, стремление обрести себя как личность порождает у него потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я.

Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

 

  1. Причины трудностей 5-классников в обучении

 

Все мы когда-то испытывали некую скованность, попав, к примеру, на новое место работы, где для вас все незнакомо: начальство, сотрудники, само здание, в котором вам придется работать. Возможно, кто-то сталкивался с незнанием, неопытностью, непониманием, новыми отношениями в коллективе, и иногда хотелось все бросить и уйти. Примерно так и чувствует себя пятиклассник, перешагнувший рубеж начальной и средней школы. Из привычной среды, где все было довольно просто и знакомо, он попадает в старшую школу, где царят свои законы и правила, где так много нового, что подчас хочется спрятаться от всего, что вдруг свалилось на его еще неокрепшие плечи.

    Несомненно, новые условия обучения влияют на изменения в поведении и психике ребёнка, а именно:

  • возрастает тревожность;
  • снижается работоспособность;
  • повышается робость или напортив «развязность»;
  • проявляется неорганизованность и забывчивость;
  • заболевания носят психосоматический характер;
  • появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей, боязнь не вписаться в коллектив, быть не таким как остальные.

Постоянный страх несоответствия новым стандартам и ожиданиям окружающих может приводить к тому, что даже способный ребенок не будет в полной мере проявлять свои возможности.

Очень часто специфическая ситуация может складываться и дома, когда родители ребенка, и без того подверженного стрессам, начинают делать упор лишь на «хорошем образовании» и «успешном будущем», пугая тем, что нужно обязательно хорошо учиться, иначе его ждет работа дворника или грузчика на рынке (список можно продолжать бесконечно). Все свободное время ребенка начинает занимать учеба. В таких случаях продуктивность ранее способного ученика падает ввиду растущего давления даже со стороны домашних и отсутствия ситуаций, дающих выход стрессу. И наоборот, дети, которые помимо учебы занимаются танцами, различными видами спорта, рукоделием или музыкой, проявляют более высокую сопротивляемость к стрессу.

Факторы, которые могут привести к неуспеваемости учащихся 5-х классов:

значительные пробелы в знаниях;

несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков.

преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету.

слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать: эмоциональную усталость; раздражительность; капризность; скандалы и плачь и т.д.

несформированность необходимых мыслительных действий и операций.

несформированность таких операций, как анализ и синтез;

  • Плохое речевое развитие;
  • Недостатки внимания и памяти.

Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач).

  • Нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься.

 

Симптомы, которые являются нормой для развития личности пятиклассника:

Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение ребенка достаточно гибко;

Относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний ученика;

Симптомы кризиса наблюдаются, время от времени, в виде кратковременных «вспышек»;

Поведение и эмоции относительно легко поддаются коррекции.

Причины дезадаптации обучающихся:

Продолжительная неуспеваемость или её снижение.

Невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок.

Проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников.

Недоразвитие психической сферы: отсутствие адекватной мотивации, низкая самооценка, недостаточная сформированность рефлексии, саморегуляции, теоретического мышления.

Профессиональная некомпетентность педагогов, проявляющаяся в недостаточном понимании трудностей адаптационного периода.

Следствиями дезадаптации обучающихся являются нарушения в личностной и функциональной сферах:

Низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка;

Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;

Чувство беспомощности и обиды;

Формирование мотива избегания неудач;

Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);

Повышенная возбудимость и импульсивность или, напротив, инертность, закрытость;

Формирование чувства неполноценности;

Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.).

 

  1. Психологические рекомендации для успешной адаптации учащихся.

Основными задачами педагогического коллектива в адаптационный период 5-классников являются:

  • создание условий для успешной адаптации детей в средней школе (формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями);
  • повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию;
  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклашек.

 

Успешно к новым условиям обучения адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:

  • имеют достаточный уровень интеллектуального развития;
  • умеют работать самостоятельно;
  • умеют планировать свои действия;
  • умеют контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;
  • умеют строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;
  • не делают трагедии из школьной оценки.

Однако есть дети, у которых по ранее перечисленным причинам процесс адаптации затягивается и проходит не столь успешно. Главным условием успешной адаптации детей в 5 классе является слаженная работа всех участников этого процесса: классного руководителя, учителей-предметников, психологической службы и, конечно, родителей. При этом именно педагоги, и в первую очередь классный руководитель, играют первостепенную роль в том, как пройдет и закончится данный период для ученика.

Особое внимание педагогам нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому и наказуемому явлению, является одной из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха, снижение уровня тревожности учеников. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

 

Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними).

В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.

В первые дни учебного года совместно со школьным психологом подготовить и провести специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.

Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предметам.

Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.

Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность детей к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у них навыков подготовки к урокам.

Учителям категорически не стоит задерживать детей после звонка на перемену.

Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, к примеру:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

  • здороваемся стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
  • опоздания не допускаются.

б) организация учебного процесса:

      • наличие необходимых учебных пособий;
      • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи: «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);

в) отношения между детьми, между учителем и ребенком:

  • проявлять уважение друг к другу;
  • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.

Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник - для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник - классный руководитель или учитель-предметник.

Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.

Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».

 

Рекомендации школьного психолога родителям

 

  • Помогите ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
  • Учите ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, готовить рабочее место, собирать все необходимое для школы).
  • Учитывайте и вникайте в трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывайте ребенку в необходимой помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
  • Никогда не обсуждайте с ребенком учителей, формируйте положительное отношение ребенка к школе и педагогам.
  • Верьте в своего ребенка, опирайтесь на его реальные возможности, а не на собственные амбиции и желания, обеспечивайте ему эмоциональный комфорт дома.
  • Обеспечьте соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
  • Создайте необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).

 

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.

Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  • С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
  • Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
  • Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

 

Подростковая агрессия.

Причины подростковой агрессии и как с ней взаимодействовать?

 

Данный вид агрессии у детей, которые переживают подростковый возрастной период, является вполне ненормальным явлением. Полное отсутствие агрессии - это тоже не норма. Как же всё таки реагировать на подростковую агрессию? Что же под собой скрывает явление агрессивного подростка?

 

Подростковая агрессия - это агрессивное поведение по отношению к себе и окружающим, вызванная переходным (пубертатным) периодом у ребёнка. Эта агрессия проявляется в ответ на ту реальность, которая для подростка является неприемлемой. Почему же та реальность, которая была до подросткового возраста для ребёнка нормальной вдруг стала враждебной? Это объясняется феноменом "подросткового кризиса". Подростковый кризис характеризуется многими факторами, но один из ключевых из них это "чувство взрослости" (чувство ребёнка, когда он обретает самостоятельность в самовыражении и поведении сопровождающее отрицанием наставлений взрослых). Чувство взрослости можно сравнить с частым подростковым высказыванием - "Я и так знаю это! Не нужно меня учить!". Подросток, ко всему прочему, переживает сильные физические, физиологические, психофизиологические изменения, что очень сильно сказывается на нестабильной и реактивной психике. Меняются установки, мировоззрение, отношение к окружающим, восприятие. Такие изменения в психологическом мире подростка - это большой стресс для него. Поэтому при нестабильных и неблагоприятных условиях, при малейшем раздражении подросток реагирует агрессивными и, зачастую, разрушающими выпадами. Из этих условий и возникают различные виды подростковой агрессии.

Причины подростковой агрессии:

1. Биологические причины

Рассматривая причины агрессии подростка, стоит в первую очередь, обратить внимание на биологические причины. Подросток претерпевает большие изменения в организме, что, в свою очередь, сопровождаются гормональной перестройкой. Гормональная перестройка воздействует на мозговые структуры, что вызывает реакции сильного возбуждения, которая, преобладает над процессами торможения. Все чувства обостряются, повышается степень раздражения. "Взрывные" реакции могут быть вызваны даже незначительным и малозначимым стимулом. Поэтому нужно понимать и одновременно предпринимать действия по предотвращению агрессии, основанной на физиологической почве. Упустив этот момент, можно пустить ситуацию на самотёк. Потому что все морально-нравственные качества воспитанные ещё в более раннем возрасте, могут обратиться в прах в силу очень сильных внутренних перестроек. Данный кризис организма требует реализации огромного энергетического потенциала. Подросткам просто необходимо выплёскивать всю ту энергию, которая накапливается в них из-за внутренних изменений. Плюс ко всему, отмечу то, что в подростковый период ребёнок начинает чувствовать обретение новых физических сил, что ещё больше наталкивает на агрессивное поведение.

Максимализм присущий подросткам, имеет предпосылки к агрессивному поведению. Максимализм основывается на "быстроте" взглядов, установок, которые очень быстро меняется. Подросток мыслит чёрно-белыми категориями и часто бросается в крайности: "Либо хорошо - либо плохо","Если вы меня наказали, значит вы меня не любите". Абсолютность в выводах и крайность в суждениях и есть подростковый максимализм мышления.

Решением проблемы по "биологической агрессии" будет таковым, что нужно направить эту энергию не в разрушение, а в созидание. Создать условия для проявление "легальной" агрессии. Например, спортивная секция, предусматривающая активное поведение с выбросом энергии.

2. Личностные причины

На основании биологических причин происходят личностные перестройки. Психосоматическое воздействия непреодолимых состояний раздражения и резкой подавленности при огромном обороте активности, влияют на личностные структуры подростка. Помимо биологических причин, которые неблагоприятно влияют на подростковую личность, существуют воспитательные причины (которые будут указаны ниже). Соответственно этот комплекс причин сходится клином на личностной сфере.

Под личностными причинами агрессии может скрываться чувство вины. Агрессия вызывается скорее не самим чувством вины, хотя оно может частично влиять на агрессивность, а скорее эмоциональной обидой на происходящее подпитываемое виной. Подросток под маской агрессивной личности направляет свою обиду на своего обидчика. Ситуация может развиваться и по другому сценарию. Из-за сильного чувства вины, подросток может направлять всю агрессивную энергию на себя и заняться самобичеванием. Чувство вины за собой вызывает чувство неуверенности в себе. Это чувство сопровождается агрессией, и агрессия, тут является в роли маски и инструмента, для того, чтобы как-то утвердить себя в своём окружении. Часто это может реализовываться за счёт слабых, с помощью заработка авторитета перед наиболее сильными. Также агрессивное поведение под почвой неуверенности в себе может быть вызвано причиной недостатка внимания и понимания.

Исходя из этого, стоит пересмотреть отношение к подростку. Хотя он и ведёт себя агрессивно и очень жестоко по отношению к своему окружению, подросток всё равно заслуживает внимания, понимания и тепла. Именно под маской агрессии он даёт сигнал миру, что он хочет быть понятым, чтобы его выслушали и поддержали. Нельзя обвинять подростка в его агрессии, винить его за кризис, который он, впрочем, и не хотел переживать.

3. Причины воспитания

Часто у истоков подростковой агрессии лежит неправильное воспитание. Мы уже рассмотрели две внутренних причины агрессивного поведения подростков. К внешней причине относится само воспитание. Подростковый период насыщен нестабильными и полярными выпадами ребёнка, например, такими как: холодность, подавленность, вспыльчивость, излишняя эмоциональность, плохие друзья и т.д. Эти моменты могут послужить излишним ужесточением мер по отношению к подростку. Поэтому отмечу такие крайности в воспитательном стиле как авторитарность и гиперопека.

Авторитарный стиль воспитания предусматривает сильный контроль со стороны родителей, что вызывает, в свою очередь, протестующее поведение ребёнка. В подростковом возрасте главным аспектом является самовыражение и самостоятельность. Естественно, не стоит забегать в крайности и давать подростку флаг в руки и предоставить ему абсолютную свободу. Чаще всего, он ей воспользуется не в свою пользу. Необходимо видеть его порывы, поддерживать положительные начинания и пресекать социально неодобряемые действия. Поэтому нужно правильно подбирать степень свободы. Авторитарный стиль предполагает полный контроль, что как раз таки и вызывает протестующее поведение у ребёнка.

Гиперопека формирует высокую потребность во внимании. Если в случае с авторитарностью, почвой для агрессивного поведения является сильный контроль, в ответ на который следует протест, то в случае с гиперопекой ребёнок с помощью истерических и агрессивных форм поведения будет ультимативно требовать к своей персоне большего внимания, которым могли баловать его родители.

Отмечу ещё такие важные моменты как социальный статус и уровень жизни.

При том случае, когда семья бедная, подросток может вести себя агрессивно из-за материального положения семьи. Например, он будет чувствовать себя ограниченным в некоторых благах, которых не могут обеспечить родители своего ребёнка. В случае с обеспеченной семьёй, у ребёнка имеется всё, что он захочет. Агрессивные капризы и постановка себя выше других тут тоже будет присутствовать.

Насилие в семье может являться одним из ключевых аспектов возникновения агрессивности у подростка. Ребёнок видящий насилие в семье, начинает принимать агрессивные формы поведения как собственные. Принимает он их за счёт подражания и воспитательного момента. Подростки, зачастую, неосознанно копируют формы поведения родителей. Они впитывают в себя то, что им показывают. Существует момент, когда родители направляют злость и агрессию на ребёнка, что, в свою очередь, вызывают аналогичную ответную реакцию.

4. Внешние значимые причины

 Тут всё коротко и ясно. Причиной агрессивного поведения может быть сама ситуация или значимый момент в жизни. Например, сильные стрессовые состояния из-за волнения по поводу оценок, тяжёлый процесс обучения, неразделённая любовь и т.д. Причиной тут выступают личные и значимые ситуации в жизни подростка. Тут следует обратить внимание на сами интересы ребёнка, что произошло в его жизни и насколько это дня него значимо.

Мы с вами ознакомились с основными группами причин подростковой агрессии. Теперь давайте перейдём к самим видам агрессивного поведения подростков и определим какими они могут быть.

Виды подростковой агрессии:

1. Явная или открытая агрессия.

Этот вид определяется как вид агрессии, где подросток направляет свои агрессивные формы поведения на внешние объекты, людей, предметы. Это проявляется в вандализме, в драках, в унижениях и обзывательствах. Также может проявляться как протестующее поведение и выливаться в курение, бродяжничество, беспорядочные половые связи, алкоголь и наркотики и т.д.

2. Скрытая форма или аутоагрессия.

Тут всё полностью наоборот в плане направленности. Данный вид агрессии проявляется в том, что подросток направляет свою злость против себя. Это вызывается, чувством вины, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неудачами, максимализме. Подросток начинает себя ненавидеть и презирать, что ещё больше усиливает в нём замкнутость. Эмоции накапливаются внутри подростка, что может вызвать сильный реактивный внешний взрыв, который понесёт за собой плохие последствия. Аутоагрессия может вызывать депрессии, тревожные состоянии, фобии, неврозы, панические атаки, нервные срывы. В тяжёлых формах может привести к суициду.

Способы решения проблемы:

Как же всё таки быть с подростковой агрессией? Как с ней бороться? Влиять на неё? Взаимодействовать с ней? Мы уже разобрались, что подростковая агрессия имеет массу причин и разнообразные формы проявления и теперь мы можем чётко отметить, каковы причины и как выражается агрессивная форма поведения подростка. Из этого следует сделать вывод, что для подбора способа решения проблемы, нужно сначала узнать корень агрессии, ведь каждый подросток индивидуален и он может злиться и испытывать негативные эмоции абсолютно по разным значимым причинам. Исходя из вышенаписанного, я представлю некоторые рекомендации родителям, для того, чтобы побороть агрессивные формы поведения у подростка.

Пересмотреть систему воспитания. Сложный момент для родителей, но очень важный. Ребёнок - продукт воспитания. Поэтому можно смело говорить, что от воспитания зависит и его поведение. Чётко проанализировать ошибки, подумать над возможной причиной неудачного воспитания. Помните, ребёнок подражает вам, поэтому чтобы изменить его поведение, необходимо начать с себя.Терпение. Банально, но правда. Терпимость к агрессивным выпадам. Подросток провоцирует родителей своим поведением, он старается добиться своего за счёт вашего состояния. Терпение поможет погасить агрессию, оно не даст нового стимула для разжигания конфликта. Если отвечать на агрессию агрессией, то вряд ли можно добиться рационального решения, скорее наоборот можно лишь бесконечно подливать масло в огонь и поддаваться эмоциям. Тем более, дав возможность рассудительно подойти к обсуждению волнений подростка, родитель показывает ему, что решить можно всё спокойно и без агрессии.

Как уже я отмечал в этой статье: "Подросток нуждается в самовыражении и самостоятельности". Это один из важных аспектов подросткового возраста, поэтому это очень важно. Дайте свободу выразиться, дайте ребёнку самостоятельность и дайте ему понять, что он несёт ответственность за свои действия и поступки. Считайтесь с его мнением и он начнёт смотреть на вас по другому. Речь не об абсолютной вседозволенности, а именно о том, чтобы вместе с ребёнком идти на путь самовыражения, прислушиваться к нему, давать советы, а не нарекания. Не быть абсолютным в гиперконтроле и в попустительстве. Старайтесь не только слушать его, но и слышать. Проявите интерес к его проблемам, даже если для вас она является пустяковой. Для ребёнка этот пустяк очень значим, это нужно понять. Покажите ему, что и вам она тоже важен. Несмотря на минусы, старайтесь найти положительные стороны, даже незначительные. Занимайтесь общей деятельностью, найдите общие интересы, отыщите точки соприкосновения. Это приблизит вас с ребёнком. Станьте ему соратником - это дорогого стоит.Подростки энергичны. Агрессия, зачастую, является для них лёгким каналом трансляции своей энергии. Заместите этот канал. Разузнайте о том, чем хочет заниматься ваш ребёнок. Поинтересуйтесь о его хобби, интересах. Возможно у него выдающиеся способности. Помогите ему реализовать их, сделайте для него эту возможность. Перенаправьте этот канал огромной подростковой энергии в нужное русло.Наконец - будьте искренними, открытыми, добрыми для него. Подростки зачастую проявляют холодность и родители ошибочно думают, что детям наплевать на них. Это не так. Подросток часто скрывает свои реальные эмоциональные переживания. Дети в подростковом возрасте очень ранимы. Это стоит отметить. Будьте внимательны к своему ребёнку. Отсутствие внимание приводит к отдалённости от детей. Если упустить эту возможность, то восстановить доверие и близость очень сложно, а то и практически невозможно. Постройте с ними адекватное общение. Подростки - это уже не те дети, которые были. "Чувство взрослости" требует взрослое общения. Начните разговаривать с ними как с взрослыми. Подросток приблизиться к вам, повода для протестующего поведения у него не будет.
 
Подростковая агрессия по форме проявления:

1. Реактивная форма агрессии  проявляется в сиюминутной реакции на поступивший стимул. Чаще всего неконтролируемая самим подростком и очень похожа на взрыв бомбы.

2. Целенаправленная форма агрессии - эта агрессия имеет осознанный характер и заключается уже в планомерных действиях, направленных на подавление, унижение, оскорбления других людей. Оно может не зависеть от явных стимулов и не проявляется сразу. Такая форма агрессии является стратегией самореализации подростка среди сверстников.

Подростковая агрессия по форме направленности:

1. Физическая агрессия - агрессия проявляется в физической форме. Сама цель - это причинить вред, разрушить, уничтожить. Может быть направлена на определённый предмет, человека и ситуацию.

2. Вербальная агрессия - это агрессия реализуется в форме оскорблений, унижений, критики, угроз насмешек и т.д. в сторону себя или других людей. Основная черта - это словесное воздействие в агрессивной и грубой формах.

3. Невербальная или эмоциональная агрессия - эта форма проявляется в невербальных или экспрессивно-эмоциональных поведенческих реакциях. Этим может выступать: эмоциональное настроение, заражение негативными эмоциями, мимика, жесты, тон общения, сквернословия.

4. Прямая агрессия - агрессия направлена на конкретный объект, предмет, человека или ситуацию, которая вызывает у подростка негативные эмоции и чувства.

5. Косвенная агрессия - в этом случае агрессия направлена на окружение подростка. Это могут быть предметы, люди, ситуации, которые имеют непосредственное отношение к самому подростку, но они, в свою очередь, объективно не были стимулами раздражения. 

Если, всё же, агрессивное поведение не поддаётся контролю, а рекомендации не помогают. Вы осознаёте, что проблема не решается, а только усугубляется, то всё же необходимо обратиться к специалисту психологу. В таких случаях нельзя пускать всё на самотёк.

Подростковое агрессивное поведение — это показатель, брешь неблагополучия в какой-либо из сфер жизни подростка. Бороться или как-то управляться с ней очень тяжело. Поэтому прислушиваться и участвовать в жизни своего ребенка нужно еще до наступления подросткового периода. Для подростка, который чувствует себя полноценным и равноправным членом семьи и общества в целом, любимым, нужным, способным, уверенным в себе, агрессивные формы поведения будут недопустимыми.

Александр Гриднев, психолог